ГО́МЕЛЬ — центр Гомельской области в Республике Беларусь (см. Белоруссия). С 1335 г. в составе Великого княжества Литовского, с 1569 г. — в Речи Посполитой. Присоединен к Российской империи в результате первого раздела Польши в 1772 г. 

Видимо, евреи жили в Гомеле уже с первой половины 16 в. Во время восстания Б. Хмельницкого (1648) в Гомеле сосредоточилось много беженцев с Украины. Казаки, ворвавшиеся в город, вырезали, по словам хрониста, около двух тысяч евреев. По возвращении польских властей (1665) еврейская община была восстановлена, и насильственно крещенным (см. Крещение насильственное) евреям было разрешено вернуться к иудаизму. С начала 19 в. Гомель стал одним из центров направления Хабад в хасидизме. Любимым учеником основателя Хабада — рабби Шнеура Залмана из Ляд — и самым известным из его приверженцев в Гомеле был Ицхак бен Мордехай Эпштейн (1780?-1857), автор трудов по Каббале и проповедей. К 1897 г. в Гомеле было 20 385 евреев (около 55% населения); имелись одна синагога (конец 18 в.), 25 штиблех (хасидских молитвенных домов), еврейская мужская гимназия и женская прогимназия, еврейское начальное училище, двухклассное женское училище, талмуд-тора, сорок пять хедеров, а также ряд благотворительных учреждений. В конце 19 в. среди евреев Гомеля появились участники революционного движения (главным образом сторонники Бунда). В 1897 г. образовалась еврейская социал-демократическая группа, отказавшаяся войти в состав Бунда. Появилось также много приверженцев сионизма (среди них Г. Брук, который до 1901 г. работал в Гомеле врачом). Сионисты основали несколько реформированных хедеров с преподаванием на иврите.

29 августа — 1 сентября 1903 г. в Гомеле произошел погром, во время которого десять евреев были убиты, многие ранены и много еврейского имущества было разграблено. При этом еврейская самооборона впервые в истории России оказала сопротивление погромщикам. После погрома состоялся знаменитый Гомельский судебный процесс (октябрь 1904 г. — январь 1905 г.; ноябрь 1906 г.), на котором судили не только погромщиков, но и 36 евреев — участников самообороны. Несмотря на неблагоприятную атмосферу, царившую в суде, показания около тысячи свидетелей установили виновников погрома и роль царских властей, которые им покровительствовали. Часть евреев — участников самообороны — была оправдана, другие присуждены к тюремному заключению на несколько месяцев. Процесс имел огромный общественный резонанс в России и за границей.

Во время Первой мировой войны тысячи беженцев из прифронтовой полосы бежали в Гомель; туда же перебралось несколько иешив из Польши и Литвы. Вскоре после октябрьского переворота 1917 г. в Гомеле были закрыты все хедеры, а синагога и молитвенные дома постепенно превращены в клубы и кинотеатры. В 1926 г. евреи (37 475 человек) составляли около 44% населения Гомеля. Значительная их часть была занята в кооперированной кустарной промышленности. Существенно возросло число евреев в государственных учреждениях и учебных заведениях. На основанных в 1928–39 гг. фабриках и заводах евреи работали мастерами, инженерами, руководителями производства. В 1920–29 гг. функционировал еврейский педагогический техникум, вечерняя еврейская школа, еврейская партшкола. Вплоть до Второй мировой войны действовали государственные школы на идиш. Религиозная жизнь теплилась лишь в частных молитвенных собраниях (см. Миньян).

В 1939 г. еврейское население Гомеля составляло 37 100 человек. 19 августа 1941 г. Гомель был захвачен германской армией. К этому времени большинство еврейского населения Гомеля успело эвакуироваться. Вскоре после оккупации в Гомеле были созданы четыре гетто, в которые было заключено около четырех тысяч евреев. 3–4 ноября 1941 г. все еврейское население Гомеля было уничтожено. После войны школы на идиш не были восстановлены. Ходатайство верующих в 1945 г. о возвращении им здания синагоги было отклонено властями. В 1947 г. верующие евреи на собранные ими средства приобрели для синагоги частный дом, однако власти конфисковали его и запретили молитвенные собрания. В 1963 г. милиция напала на частное молитвенное собрание, разогнала молящихся и изъяла два свитка Торы и другие религиозные принадлежности. В 1959 г. в Гомеле проживало около двадцати пяти тысяч евреев, в 1979 г. — 26 416 евреев, в 1989 г. — 22 574 еврея. В конце 1980-х — начале 2000-х гг. большинство евреев Гомеля выехало в Израиль, США, Германию и другие страны мира. Так, только в 1980–91 гг. из Гомеля в Израиль выехало 13 370 человек. Согласно переписи населения в Беларуси в 1999 г., в Гомеле проживало 4029 евреев. По переписи 1979 г. из 38 433 евреев, жителей Гомельской области, лишь 4286 назвали идиш родным языком. Вблизи города воздвигнут памятник жертвам нацизма без указания их национальности. 

С конца 1980-х гг. началось восстановление еврейской жизни в Гомеле. Была воссоздана еврейская община. В 1993 г. общине Гомеля было возвращено здание синагоги. С начала 1990 г. издается газета «Ахдут» на русском языке. Функционируют религиозные организации, община ортодоксального иудаизма, община реформистов (см. Реформизм в иудаизме). Действуют еврейский учебно-информационный центр, еврейская воскресная школа, детский сад, молодежный клуб, городская организация Белорусского союза евреев — ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, партизан, подпольщиков. 

ГО́МЕЛЬ — центр Гомельской области в Республике Беларусь (см. Белоруссия). С 1335 г. в составе Великого княжества Литовского, с 1569 г. — в Речи Посполитой. Присоединен к Российской империи в результате первого раздела Польши в 1772 г. 

Видимо, евреи жили в Гомеле уже с первой половины 16 в. Во время восстания Б. Хмельницкого (1648) в Гомеле сосредоточилось много беженцев с Украины. Казаки, ворвавшиеся в город, вырезали, по словам хрониста, около двух тысяч евреев. По возвращении польских властей (1665) еврейская община была восстановлена, и насильственно крещенным (см. Крещение насильственное) евреям было разрешено вернуться к иудаизму. С начала 19 в. Гомель стал одним из центров направления Хабад в хасидизме. Любимым учеником основателя Хабада — рабби Шнеура Залмана из Ляд — и самым известным из его приверженцев в Гомеле был Ицхак бен Мордехай Эпштейн (1780?-1857), автор трудов по Каббале и проповедей. К 1897 г. в Гомеле было 20 385 евреев (около 55% населения); имелись одна синагога (конец 18 в.), 25 штиблех (хасидских молитвенных домов), еврейская мужская гимназия и женская прогимназия, еврейское начальное училище, двухклассное женское училище, талмуд-тора, сорок пять хедеров, а также ряд благотворительных учреждений. В конце 19 в. среди евреев Гомеля появились участники революционного движения (главным образом сторонники Бунда). В 1897 г. образовалась еврейская социал-демократическая группа, отказавшаяся войти в состав Бунда. Появилось также много приверженцев сионизма (среди них Г. Брук, который до 1901 г. работал в Гомеле врачом). Сионисты основали несколько реформированных хедеров с преподаванием на иврите.

29 августа — 1 сентября 1903 г. в Гомеле произошел погром, во время которого десять евреев были убиты, многие ранены и много еврейского имущества было разграблено. При этом еврейская самооборона впервые в истории России оказала сопротивление погромщикам. После погрома состоялся знаменитый Гомельский судебный процесс (октябрь 1904 г. — январь 1905 г.; ноябрь 1906 г.), на котором судили не только погромщиков, но и 36 евреев — участников самообороны. Несмотря на неблагоприятную атмосферу, царившую в суде, показания около тысячи свидетелей установили виновников погрома и роль царских властей, которые им покровительствовали. Часть евреев — участников самообороны — была оправдана, другие присуждены к тюремному заключению на несколько месяцев. Процесс имел огромный общественный резонанс в России и за границей.

Во время Первой мировой войны тысячи беженцев из прифронтовой полосы бежали в Гомель; туда же перебралось несколько иешив из Польши и Литвы. Вскоре после октябрьского переворота 1917 г. в Гомеле были закрыты все хедеры, а синагога и молитвенные дома постепенно превращены в клубы и кинотеатры. В 1926 г. евреи (37 475 человек) составляли около 44% населения Гомеля. Значительная их часть была занята в кооперированной кустарной промышленности. Существенно возросло число евреев в государственных учреждениях и учебных заведениях. На основанных в 1928–39 гг. фабриках и заводах евреи работали мастерами, инженерами, руководителями производства. В 1920–29 гг. функционировал еврейский педагогический техникум, вечерняя еврейская школа, еврейская партшкола. Вплоть до Второй мировой войны действовали государственные школы на идиш. Религиозная жизнь теплилась лишь в частных молитвенных собраниях (см. Миньян).

В 1939 г. еврейское население Гомеля составляло 37 100 человек. 19 августа 1941 г. Гомель был захвачен германской армией. К этому времени большинство еврейского населения Гомеля успело эвакуироваться. Вскоре после оккупации в Гомеле были созданы четыре гетто, в которые было заключено около четырех тысяч евреев. 3–4 ноября 1941 г. все еврейское население Гомеля было уничтожено. После войны школы на идиш не были восстановлены. Ходатайство верующих в 1945 г. о возвращении им здания синагоги было отклонено властями. В 1947 г. верующие евреи на собранные ими средства приобрели для синагоги частный дом, однако власти конфисковали его и запретили молитвенные собрания. В 1963 г. милиция напала на частное молитвенное собрание, разогнала молящихся и изъяла два свитка Торы и другие религиозные принадлежности. В 1959 г. в Гомеле проживало около двадцати пяти тысяч евреев, в 1979 г. — 26 416 евреев, в 1989 г. — 22 574 еврея. В конце 1980-х — начале 2000-х гг. большинство евреев Гомеля выехало в Израиль, США, Германию и другие страны мира. Так, только в 1980–91 гг. из Гомеля в Израиль выехало 13 370 человек. Согласно переписи населения в Беларуси в 1999 г., в Гомеле проживало 4029 евреев. По переписи 1979 г. из 38 433 евреев, жителей Гомельской области, лишь 4286 назвали идиш родным языком. Вблизи города воздвигнут памятник жертвам нацизма без указания их национальности. 

С конца 1980-х гг. началось восстановление еврейской жизни в Гомеле. Была воссоздана еврейская община. В 1993 г. общине Гомеля было возвращено здание синагоги. С начала 1990 г. издается газета «Ахдут» на русском языке. Функционируют религиозные организации, община ортодоксального иудаизма, община реформистов (см. Реформизм в иудаизме). Действуют еврейский учебно-информационный центр, еврейская воскресная школа, детский сад, молодежный клуб, городская организация Белорусского союза евреев — ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, партизан, подпольщиков.