Климовичи (польск. Klimowiec, англ. Klimovichi) город, центр одноименного района Могилевской области, 124 км от Могилева, 342 км от Минска, железнодорожная станция на линии Орша-Унеча, связан автодорогами с Кричевом, Костюковичами, Хотимском, на реке Калиница и Остер. 

В письменных источниках Климовичи впервые упоминаются в XIV в., с начала XVII в. они входили в состав Кричевского староства Мстиславского воеводства Великого княжества Литовского, с 1720 г. принадлежали Белецким, а с 1758 г. — Голынским. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. — уездный город (с 1777 г.) Могилевской губернии. Однако в хозяйственном отношении Климовичи оставались малоразвитыми. В 1785 г. торговый оборот всего города составлял всего 10 тыс. руб., что было в четыре раза меньше, чем у соседнего Черикова. Уезд считался наименее населенным и беднейшим в Могилевской губернии. Писатель Фаддей Булгарин с презрением называл Климовичи в конце 1830-х годов «жидовской деревушкой, состоящей из двухсот бедных хижин и одной порядочной корчмы». В 1846 г. в Климовичах было два каменных дома и 1873 жителя. В 1879 г. — 2870 жителей, почтовая станция, 81 лавка, 438 домов, две церкви, два еврейских молитвенных дома, ежедневная торговля и одна ежегодная ярмарка — 24 июня. На 1863 г. в Климовичах насчитывалось 84 тыс. 613 жителей, включая 6769 евреев. К 1880 г. количество жителей увеличилось до 2997 чел., которые проживали в 534 домах.


Еврейская община

Точное время, когда евреи поселились в Климовичах, неизвестно. По крайне мере, сведения о них отсутствуют в переписи Речи Посполитой 1764 г. В 1780 г. в Климовичах насчитывалось 253 мещанина и только 6 евреев. В конце XVIII в. евреи принимали участие в управлении города. В 1784 г. в магистрате Климовичей было два ратмана-еврея (члена городского совета) и один бурмистр-еврей.[6]

В 1784 г. в Климовичском уезде проживало 1107 евреев, в 1787 г. — 1200, в 1797 г. — 757 евреев, в 1847 г. 528, в 1865 г. — 660, в 1897 г. — 2263 (48%), в 1910 г. — 3292 (50,3%). 

Первой корреспонденцией из Климовичей в еврейской прессе, возникшей в середине XIX в., стало сообщение о том, что в 1867 г. климовичские торговцы мукой сговорились и подняли цены. Они опустились только после того, как Шимон Марголин из Пинска, живший в Климовичах, закупил муку и начал продавать ее бедным людям по себестоимости. В 1879 г. еврейская пресса сообщила, что в Йом-Кипур в Климовичах начался пожар, в котором сгорело шесть еврейских домов. Исправник (глава уездной полиции, подчиненный губернатору) Иван Буйван вызвал к себе местного богача Г.З. Шифрина и поручил ему вместе с полицейским урядником собирать пожертвования для погорельцев. Собранные 210 руб. они при участии раввинов разделили между пострадавшими от огненной стихии.
Климовичи были одним из заметных центров хасидизма. В середине XIX в. хасидским раввином в городе был Иосиф, сын Якова Бахраха, последователь Менахема-Менделя Шнеерсона. В 1879 г. хасидским раввином Климовичей стал Авраам-Иосиф Кремер, после которого раввином городской общины стал Цви Пейзнер, а в 1891 г. — Исраэль-Залман, сын Шауля. Во второй половине XIX в. в Климовичах жил Мордехай Пейзнер (Певзнер), посланник четвертого Любавичского ребе Шмуэля Шнеерсона. Он был автором многих нигуним (мелодий без слов), которые хасиды пели на своих встречах.

Не менее влиятельным в Климовичах было и миснагедовское направление иудаизма (идейные противники хасидизма). На протяжении XIX в. и первой половины XX в. миснагедскими раввинами в Климовичах были Локшины. Кроме двух «духовных» раввинов, не имевших официальных полномочий, в Климовичах был «казенный» раввин. Он вел метрические книги, где регистрировал рождения, браки, разводы и смерти евреев. 20 лет, начиная с 1868 г., обязанности казенного раввина Климовичей исполнял Шмарья Даревский, активный сторонник гаскалы (еврейского просвещения). В 1877 г. он открыл в Климовичах частную школу для еврейских мальчиков, в которой изучались как религиозные, так и светские предметы. Этому воспротивились меламеды из хедеров, училище Даревского закрыли, а родители, которые хотели дать детям светское образование, посылали их учиться в другие города. 

В начале ХХ в. еврейские девушки из состоятельных семей могли учиться в частной женской гимназии О.М. Кисилевской. В 1913 г. единственная типография в Климовичах принадлежала Гиршу и Кальману Крейдлиным, а два книжных магазина — Бецалелю Липкина из Черикова и Лейбе Раськину из Мстиславля. 

1905-1907 гг. оживили общественную и политическую жизнь в Климовичах. В городе открылось отделение «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России», которое возглавил аптекарь Юда Лурье. Союз Полноправия в Климовичах на выборах во II Государственную Думу зимой 1906-1907 гг. столкнулся уже с сильным противником — местной организацией Бунда. Обе стороны выступали в синагогах и распространяли пропагандистские материалы на идиш.

Время между 1917 и 1941 гг. существенно сократило еврейское население Климовичей. Если в 1926 г. здесь проживало 2587 евреев (33,9%), то в 1939 г. — 1693 еврея (17,7%). Молодежь потянулась в большие города, на учебу, на стройку, в Красную Армию, где можно было себя проявить и самоутвердиться. Часть евреев выехала в Крым и Биробиджан, часть сменила профессию и в связи с этим место жительства. Антисемитизм рассматривался как наследие прошлого, враждебная идеология или недостаток работы по интернациональному воспитанию. Светское образование в Климовичах получали в одной из двух семилеток, в белорусской десятилетке или в еврейской школе. В 1933 г. из Могилева приезжали набирать в еврейский сельскохозяйственный техникум, выпускников которого направляли в Биробиджан. В ходе кампании по борьбе с религией главную хасидскую синагогу на ул. Зеленая превратили в Дом культуры, а миснагидскую на ул. Комсомольская — в детскую техническую школу. Но в город еще продолжали приезжать известные канторы Матусов, Бобрик, которые не только участвовали в молитвах, но и давали платные концерты; часть детей, как и прежде, продолжала учиться в хедерах, только теперь уже тайком. 

Климовичи (польск. Klimowiec, англ. Klimovichi) город, центр одноименного района Могилевской области, 124 км от Могилева, 342 км от Минска, железнодорожная станция на линии Орша-Унеча, связан автодорогами с Кричевом, Костюковичами, Хотимском, на реке Калиница и Остер. 

В письменных источниках Климовичи впервые упоминаются в XIV в., с начала XVII в. они входили в состав Кричевского староства Мстиславского воеводства Великого княжества Литовского, с 1720 г. принадлежали Белецким, а с 1758 г. — Голынским. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. — уездный город (с 1777 г.) Могилевской губернии. Однако в хозяйственном отношении Климовичи оставались малоразвитыми. В 1785 г. торговый оборот всего города составлял всего 10 тыс. руб., что было в четыре раза меньше, чем у соседнего Черикова. Уезд считался наименее населенным и беднейшим в Могилевской губернии. Писатель Фаддей Булгарин с презрением называл Климовичи в конце 1830-х годов «жидовской деревушкой, состоящей из двухсот бедных хижин и одной порядочной корчмы». В 1846 г. в Климовичах было два каменных дома и 1873 жителя. В 1879 г. — 2870 жителей, почтовая станция, 81 лавка, 438 домов, две церкви, два еврейских молитвенных дома, ежедневная торговля и одна ежегодная ярмарка — 24 июня. На 1863 г. в Климовичах насчитывалось 84 тыс. 613 жителей, включая 6769 евреев. К 1880 г. количество жителей увеличилось до 2997 чел., которые проживали в 534 домах.


Еврейская община

Точное время, когда евреи поселились в Климовичах, неизвестно. По крайне мере, сведения о них отсутствуют в переписи Речи Посполитой 1764 г. В 1780 г. в Климовичах насчитывалось 253 мещанина и только 6 евреев. В конце XVIII в. евреи принимали участие в управлении города. В 1784 г. в магистрате Климовичей было два ратмана-еврея (члена городского совета) и один бурмистр-еврей.[6]

В 1784 г. в Климовичском уезде проживало 1107 евреев, в 1787 г. — 1200, в 1797 г. — 757 евреев, в 1847 г. 528, в 1865 г. — 660, в 1897 г. — 2263 (48%), в 1910 г. — 3292 (50,3%). 

Первой корреспонденцией из Климовичей в еврейской прессе, возникшей в середине XIX в., стало сообщение о том, что в 1867 г. климовичские торговцы мукой сговорились и подняли цены. Они опустились только после того, как Шимон Марголин из Пинска, живший в Климовичах, закупил муку и начал продавать ее бедным людям по себестоимости. В 1879 г. еврейская пресса сообщила, что в Йом-Кипур в Климовичах начался пожар, в котором сгорело шесть еврейских домов. Исправник (глава уездной полиции, подчиненный губернатору) Иван Буйван вызвал к себе местного богача Г.З. Шифрина и поручил ему вместе с полицейским урядником собирать пожертвования для погорельцев. Собранные 210 руб. они при участии раввинов разделили между пострадавшими от огненной стихии.
Климовичи были одним из заметных центров хасидизма. В середине XIX в. хасидским раввином в городе был Иосиф, сын Якова Бахраха, последователь Менахема-Менделя Шнеерсона. В 1879 г. хасидским раввином Климовичей стал Авраам-Иосиф Кремер, после которого раввином городской общины стал Цви Пейзнер, а в 1891 г. — Исраэль-Залман, сын Шауля. Во второй половине XIX в. в Климовичах жил Мордехай Пейзнер (Певзнер), посланник четвертого Любавичского ребе Шмуэля Шнеерсона. Он был автором многих нигуним (мелодий без слов), которые хасиды пели на своих встречах.

Не менее влиятельным в Климовичах было и миснагедовское направление иудаизма (идейные противники хасидизма). На протяжении XIX в. и первой половины XX в. миснагедскими раввинами в Климовичах были Локшины. Кроме двух «духовных» раввинов, не имевших официальных полномочий, в Климовичах был «казенный» раввин. Он вел метрические книги, где регистрировал рождения, браки, разводы и смерти евреев. 20 лет, начиная с 1868 г., обязанности казенного раввина Климовичей исполнял Шмарья Даревский, активный сторонник гаскалы (еврейского просвещения). В 1877 г. он открыл в Климовичах частную школу для еврейских мальчиков, в которой изучались как религиозные, так и светские предметы. Этому воспротивились меламеды из хедеров, училище Даревского закрыли, а родители, которые хотели дать детям светское образование, посылали их учиться в другие города. 

В начале ХХ в. еврейские девушки из состоятельных семей могли учиться в частной женской гимназии О.М. Кисилевской. В 1913 г. единственная типография в Климовичах принадлежала Гиршу и Кальману Крейдлиным, а два книжных магазина — Бецалелю Липкина из Черикова и Лейбе Раськину из Мстиславля. 

1905-1907 гг. оживили общественную и политическую жизнь в Климовичах. В городе открылось отделение «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России», которое возглавил аптекарь Юда Лурье. Союз Полноправия в Климовичах на выборах во II Государственную Думу зимой 1906-1907 гг. столкнулся уже с сильным противником — местной организацией Бунда. Обе стороны выступали в синагогах и распространяли пропагандистские материалы на идиш.

Время между 1917 и 1941 гг. существенно сократило еврейское население Климовичей. Если в 1926 г. здесь проживало 2587 евреев (33,9%), то в 1939 г. — 1693 еврея (17,7%). Молодежь потянулась в большие города, на учебу, на стройку, в Красную Армию, где можно было себя проявить и самоутвердиться. Часть евреев выехала в Крым и Биробиджан, часть сменила профессию и в связи с этим место жительства. Антисемитизм рассматривался как наследие прошлого, враждебная идеология или недостаток работы по интернациональному воспитанию. Светское образование в Климовичах получали в одной из двух семилеток, в белорусской десятилетке или в еврейской школе. В 1933 г. из Могилева приезжали набирать в еврейский сельскохозяйственный техникум, выпускников которого направляли в Биробиджан. В ходе кампании по борьбе с религией главную хасидскую синагогу на ул. Зеленая превратили в Дом культуры, а миснагидскую на ул. Комсомольская — в детскую техническую школу. Но в город еще продолжали приезжать известные канторы Матусов, Бобрик, которые не только участвовали в молитвах, но и давали платные концерты; часть детей, как и прежде, продолжала учиться в хедерах, только теперь уже тайком.