МИНСК, столица Республики Беларусь (см. Белоруссия). С начала 14 в. Минск входил в состав Великого княжества Литовского, с 16 в. — Польско-Литовского государства, а с конца 18 в. — Российской империи. Евреи стали селиться в Минске с 16 в.
В 1489 г. литовские власти поручили сбор таможенных пошлин в Минске еврею из города Тракай М. Данилевичу. В 1579 г. король Стефан Баторий издал грамоту, предоставляющую евреям право торговли в Минске. Король Сигизмунд III по требованию христианского населения города в 1606 г. отменил ее, однако в 1609 г. освободил евреев от чрезвычайных налогов, в 1616 г. предоставил им право вести торговлю в Минске, а в 1629 г. разрешил владеть лавками в городе.
Представители еврейской общины Минска участвовали в первом заседании Литовского ва‘ада. До 1631 г. община входила в состав Брестского округа (см. Брест), что служило причиной постоянных трений между общиной и округом в вопросе о налогах. Во время русско-польской войны (1654–67) евреи покинули Минск (1655), занятый русскими войсками. С возвращением города под власть Польши (1658) еврейская община была восстановлена. Не имея права селиться в пределах Минска, евреи проживали за городом на землях, которые арендовали у униатов, и часто становились жертвами вражды между православным населением Минска и униатами. Так, в 1671 г. православные горожане устроили погром униатов и евреев.
В 1679 г. король Ян III Собеский подтвердил права евреев на занятие торговлей и ремеслами в Минске. Он разрешил евреям владеть в городе земельными участками и домами. Судебным властям было запрещено вызывать евреев в суд в субботу и в дни еврейских праздников. Городские власти обязывались обеспечить вооруженную охрану в случае угрозы нападения на евреев. В конце 17 в. — начале 18 в. численность евреев Минска постоянно росла. В 1766 г. в Минске насчитывалось 1322 налогоплательщика-еврея. Евреи занимались сбором налогов и арендой помещичьих имений, ремеслами и торговлей (в частности, на ярмарках в Мире). В 18 в. усилились трения между рядовыми членами общины и руководством кагала.
В 1685 г. в Минске была основана первая иешива, в которой преподавал талмудист (см. Талмуд), каббалист (см. Каббала) и автор исторической хроники Иехиэль Гейльприн (1660?–1746?); в 1733 г. талмудист Арье Лейб бен Ашер Гинцбург (1695–1785), автор трактата «Шаагат Арье» (Белосток, 1805), основал вторую иешиву; в обе иешивы стекались ученики из всего Польско-Литовского государства.
По второму разделу Польши в 1793 г. Минск вошел в состав России, с 1796 г. — губернский город. Численность евреев в Минске возросла с 12 976 человек в 1847 г. до 47 562 (52,3% от всего населения) в 1897 г. Община Минска была четвертой по численности из общин черты оседлости. В руках евреев была сосредоточена почти вся торговля лесом (Минск был главным ее центром в Белоруссии) и возникшая в конце 19 в. фабрично-заводская промышленность. В 1876 г. из 280 купцов, живших в Минской губернии, 252 (90%) были евреями, в 1886 г. из 641 — 543 (88%), в том числе в Минске и Минском уезде из общего числа — 191 купцов — 168 (88%) были евреями. Среди евреев-ремесленников в 1904 г. насчитывалось: мастеров — 2360, подмастерьев — 2751, учеников — 1525. В основном это были сапожники, портные, шляпники, токари и столяры.
Община Минска находилась под влиянием митнагдим, хотя в городе было и несколько хасидских (см. Хасидизм) синагог. Среди раввинов известен И. И. Л. Перельман (Ха-Гадол ми-Минск; 1835–96). В 1808–37 гг. в Минске находились две еврейские типографии. В начале 1880-х гг. в Минске было несколько народнических кружков, члены которых вели пропаганду среди еврейских рабочих. С 1880–90-х гг. Минск становится одним из центров деятельности организаций еврейских социалистов: Бунда (в Минске около тысячи членов), По‘алей Цион, Еврейской независимой рабочей партии. В 1898 г. по инициативе Бунда в Минске был проведен первый съезд РСДРП. В городе насчитывалось большое число сторонников сионизма. Еще в 1882 г. была создана группа «Киббуц нидхей Исраэль», поставившая своей целью покупку земель в Палестине. Представители Минска участвовали в съездах движения Ховевей Цион, в Сионистских конгрессах. В 1902 г. состоялась Минская конференция сионистов. В 1903 г. сионисты создали в Минске организацию еврейской самообороны. Во время революции 1905–1907 гг. евреи играли заметную роль в антиправительственных демонстрациях и забастовках. Депутатом от Минской губернии в 1-ю Государственную думу был избран сионист С. Розенбаум (1860–1934).
В конце 19 в. — начале 20 в. в Минске были различные еврейские учебные заведения, общества и филантропические (см. Филантропия) организации: частное еврейское реальное училище, еврейское начальное училище, две зубоврачебные школы, талмуд-тора, несколько хедеров, мужское и женское ремесленные училища, вечерние курсы английского языка при Еврейском колонизационном обществе, народная библиотека, образцовая сельскохозяйственная ферма, больница, отделения Общества для распространения просвещения между евреями в России и ОЗЕ. В начале 1910-х гг. выходила еженедельная газета на идиш «Минскер вохенблат». Несмотря на разностороннюю просветительную деятельность еврейских организаций, 63% детей школьного возраста не посещали светских учебных заведений. В 1901–1906 гг. в Минске на средства местных евреев было построено здание Хоральной синагоги. В 1910 г. в Минске функционировали 52 синагоги и молельных дома, шесть иешив.
В 1914 г. в Минске жили 45 тысяч евреев (42,5% населения). Во время Первой мировой войны в городе сконцентрировались тысячи еврейских беженцев (среди них — учащиеся и преподаватели Воложинской иешивы, см. Воложин), выселенных русским командованием из прифронтовой зоны. В 1917 г. еврейское население Минска достигло 67 тысяч. После Февральской революции 1917 г. в Минске начали издаваться несколько еврейских журналов на идиш, в том числе сионистский «Дер ид» и бундовский «Дер векер». На русском языке в 1917–18 гг. издавался журнал «Хе-Хавер» — орган одноименной сионистской студенческой организации (см. Хе-Хавер). На выборах в Учредительное собрание (1917) в Минской губернии за сионистов проголосовали 65400 человек, и сионист Ю. Бруцкус был избран депутатом Учредительного собрания от Минской губернии. В 1917 г. член Бунда А. Вайнштейн (1877–1938) был избран председателем городской Думы. Немцы, оккупировав Минск (1918), разрешили евреям провести выборы в правление общины, на которых большинство голосов получили сионисты и По‘алей Цион (33 места). В 1918 г. в Минске была создана организация Хе-Халуц. В начале 1919 г. благодаря И. Трумпельдору, находившемуся в это время в Минске, количество членов организации резко увеличилось. И. Трумпельдор организовал в городе большой отряд еврейской самообороны.
После установления в Минске советского режима (январь 1919 г.) все еврейские издания, кроме бундовского «Дер векер», были распущены. 8 августа 1919 г., сразу после вступления в Минск польских войск, в городе был произведен погром, во время которого было убито более 30 евреев. С сентября 1919 г. в Минске начала выходить ежедневная сионистская газета «Форн фек», затем — ежедневная бундовская газета «Дер минскер векер». После изгнания польских войск община была распущена, еврейские партии ликвидированы в начале 1920-х гг., за исключением По‘алей Цион, просуществовавшей до 1928 г. В Минске были созданы многочисленные культурные учреждения под руководством Евсекции, сеть школ на идиш, еврейское отделение (с филологическим, литературным и историческим секторами) в Институте белорусской культуры, Еврейский учительский институт при Белорусском университете. Выходило несколько периодических изданий на идиш, из которых наиболее известны ежедневная газета «Октябер» (в 1925–41 гг.) и литературный журнал «Штерн». В Минске жили еврейские писатели З. Аксельрод, М. Кульбак, И. Харик, М. Тейф. В 1921 г. была создана Минская еврейская театральная студия на идиш во главе с М. Рафальским (1889–1937); в 1922–26 гг. члены студии обучались в Москве. В 1926 г. студия была преобразована в Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ), которому было передано здание бывшей Минской хоральной синагоги. В 1920-х гг. в Минске было закрыто несколько синагог. Евсекция предприняла попытку создания «красной еврейской общины» во главе с «красным раввином», но из-за сопротивления верующих евреев эта попытка не удалась. До конца 1930 г. при поддержке Любавичского цаддика (см. Шнеерсон, хасидская династия) в Минске функционировала иешива, а в середине 1920-х гг. действовала молодежная организация движения Хабад «Тиф’ерет бахурим». В конце 1930-х гг. были закрыты все еврейские школы и институты. Многие представители еврейской культуры были репрессированы. В 1926 г. еврейское население Минска составляло 53 686 (40,8%), к началу 1941 г. — около 90 тысяч. (37%).
К моменту оккупации Минска нацистами (28 июня 1941 г.) еврейское население составляло около 100 тысяч (увеличилось за счет беженцев из Белостока и западных районов Белоруссии). В первые же дни оккупации немцы согнали десятки тысяч мужчин разных национальностей в поселок Дрозды в 7 км от Минска. Неевреи были вскоре освобождены, большинство евреев расстреляно (из них три тысячи представителей интеллигенции), а часть отправлена в гетто, организованное по распоряжению германского командования от 19 июля 1941 г. До начала августа на небольшой территории (около старого кладбища) в основном в деревянные одноэтажные дома было заселено около 80 тысяч человек.
В августе и ноябре 1941 г. подразделениями эйнзацгруппен «Б», частями СС (см. СС и СД), вермахта, полицейскими батальонами и местными коллаборационистами было уничтожено большое количество евреев. В августе было убито около пяти тысяч евреев (в основном мужчин), 7 ноября — двенадцать тысяч, 20 ноября — семь тысяч. С ноября 1941 г. по июль 1942 г. в гетто Минска было депортировано около 30 тысяч евреев из Австрии, Венгрии, Нидерландов, Польши, Чехословакии, Франции. Лишь единицы из них уцелели. К августу 1942 г. на территории Минского гетто оставалось лишь 6,5 тыс. местных евреев.
Через короткое время после оккупации в Минске стало действовать движение сопротивления (см. Сопротивление антинацистское) из пяти подпольных райкомов компартии. Один размещался в гетто. Подпольная организация в гетто возникла через три недели после создания гетто. Подпольщики были разбиты на 23 группы, они строго соблюдали правила конспирации. Организованное в гетто движение сопротивления (один из руководителей — Х. Смоляр) имело связь с минским подпольем, в котором большую роль играли евреи: секретарь подпольного городского комитета партии И. Казинец (Славек; 1910–42), Маша Брускина (1924–41), публично казненная немецкими оккупантами, и другие. Бойцы сопротивления организовывали акты саботажа и диверсий, контролировали деятельность юденрата, направляли партизанам значительную часть продукции мастерских и фабрик, созданных в гетто. В гетто действовала подпольная типография и периодически издавался листок «Вестник Родины». Тысячи евреев бежали из гетто в леса, где создали семь партизанских отрядов, одним из которых руководил Д. Кеймах, организовавший в сентябре 1943 г. убийство генерал-губернатора Белоруссии Кубе (после чего было уничтожено восемь тысяч евреев в гетто; сентябрь–октябрь 1943 г.). Только 13 человек смогли, скрываясь, дожить в гетто до освобождения (см. Катастрофа), и из лесов вернулись в Минск около пяти тысяч партизан-евреев и членов их семей. В 1947 г. в Минске на месте уничтожения евреев (улица Заславская — Мельникайте, дом 35, так называема «Яма») был воздвигнут первый в СССР памятник с надписью на идиш: «Евреям — жертвам нацизма».
Антисемитская кампания конца 1940-х — начала 1950-х гг. тяжело сказалась на евреях Минска. В январе 1948 г. в Минске агентами службы безопасности был убит Ш. Михоэлс. В 1949 г. был закрыт еврейский театр, многие евреи были уволены с работы, некоторые арестованы. В 1959 г. Центральная синагога Минска была закрыта властями. В 1960-х гг. было закрыто для захоронений еврейское кладбище.
По переписи населения 1959 г. в Минске проживало 38 842 еврея (17,7 тысяч назвали своим родным языком идиш); по переписи 1970 г., соответственно, 47 057 (5286). В 1980 г. была открыта действующая и поныне синагога в небольшом деревянном здании на окраине города.
В 1970-х гг. тысячи евреев Минска собирались 9 мая на митинги у памятника погибшим евреям Минска. Организатором еврейского движения за национальное достоинство и право на репатриацию был участник Второй мировой войны, полковник в отставке Е. Давидович (1924–76); в 1977 г. гроб с его телом был доставлен в Израиль и с воинскими почестями захоронен на Масличной горе в Иерусалиме. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. в Минске неофициально действовали ульпаны по изучению иврита и еврейский культурно-исторический семинар. Особенно активизировалась деятельность по изучению иврита, еврейской истории и культуры в середине 1980-х гг. В октябре 1988 г. в Минске было создано общество любителей еврейской культуры имени И. Харика. С января 2002 г. выходит ежемесячно газета «Авив». В Минске находятся центральные учреждения еврейских организаций Беларуси: Центр еврейских общин и синагога (раввин И. Грузиан); Ассоциация еврейских общин Беларуси (председатель Э. Парит). Функционируют различные еврейские организации Минска: еврейская община Минска (председатель Н. Баран), две синагоги, еврейская дневная школа «Ор Авнер», воскресная школа, иешива, детский сад «Хесед Менахем», еврейский молодежный клуб, еврейский женский клуб. Главным раввином Беларуси является М. Грузиан. Выходят газеты: «Бериа» — орган иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь, «Мезуза». В Минске организована реформистская община «Симха» (см. Реформизм в иудаизме). Здесь действуют отделения Джойнта, Еврейского агентства.
С 1970 г. в Израиль репатриировались тысячи евреев Минска. По переписи 1979 г. в Минске жили 46 205 евреев, по переписи 1989 г. — 39 135. В 1989–2004 гг. большинство евреев Беларуси уехали в Израиль, США, Германию, Канаду и другие страны мира. Согласно переписи населения Республики Беларусь, в 1999 г. в Минске жили 10 141 еврей.
МИНСК, столица Республики Беларусь (см. Белоруссия). С начала 14 в. Минск входил в состав Великого княжества Литовского, с 16 в. — Польско-Литовского государства, а с конца 18 в. — Российской империи. Евреи стали селиться в Минске с 16 в.
В 1489 г. литовские власти поручили сбор таможенных пошлин в Минске еврею из города Тракай М. Данилевичу. В 1579 г. король Стефан Баторий издал грамоту, предоставляющую евреям право торговли в Минске. Король Сигизмунд III по требованию христианского населения города в 1606 г. отменил ее, однако в 1609 г. освободил евреев от чрезвычайных налогов, в 1616 г. предоставил им право вести торговлю в Минске, а в 1629 г. разрешил владеть лавками в городе.
Представители еврейской общины Минска участвовали в первом заседании Литовского ва‘ада. До 1631 г. община входила в состав Брестского округа (см. Брест), что служило причиной постоянных трений между общиной и округом в вопросе о налогах. Во время русско-польской войны (1654–67) евреи покинули Минск (1655), занятый русскими войсками. С возвращением города под власть Польши (1658) еврейская община была восстановлена. Не имея права селиться в пределах Минска, евреи проживали за городом на землях, которые арендовали у униатов, и часто становились жертвами вражды между православным населением Минска и униатами. Так, в 1671 г. православные горожане устроили погром униатов и евреев.
В 1679 г. король Ян III Собеский подтвердил права евреев на занятие торговлей и ремеслами в Минске. Он разрешил евреям владеть в городе земельными участками и домами. Судебным властям было запрещено вызывать евреев в суд в субботу и в дни еврейских праздников. Городские власти обязывались обеспечить вооруженную охрану в случае угрозы нападения на евреев. В конце 17 в. — начале 18 в. численность евреев Минска постоянно росла. В 1766 г. в Минске насчитывалось 1322 налогоплательщика-еврея. Евреи занимались сбором налогов и арендой помещичьих имений, ремеслами и торговлей (в частности, на ярмарках в Мире). В 18 в. усилились трения между рядовыми членами общины и руководством кагала.
В 1685 г. в Минске была основана первая иешива, в которой преподавал талмудист (см. Талмуд), каббалист (см. Каббала) и автор исторической хроники Иехиэль Гейльприн (1660?–1746?); в 1733 г. талмудист Арье Лейб бен Ашер Гинцбург (1695–1785), автор трактата «Шаагат Арье» (Белосток, 1805), основал вторую иешиву; в обе иешивы стекались ученики из всего Польско-Литовского государства.
По второму разделу Польши в 1793 г. Минск вошел в состав России, с 1796 г. — губернский город. Численность евреев в Минске возросла с 12 976 человек в 1847 г. до 47 562 (52,3% от всего населения) в 1897 г. Община Минска была четвертой по численности из общин черты оседлости. В руках евреев была сосредоточена почти вся торговля лесом (Минск был главным ее центром в Белоруссии) и возникшая в конце 19 в. фабрично-заводская промышленность. В 1876 г. из 280 купцов, живших в Минской губернии, 252 (90%) были евреями, в 1886 г. из 641 — 543 (88%), в том числе в Минске и Минском уезде из общего числа — 191 купцов — 168 (88%) были евреями. Среди евреев-ремесленников в 1904 г. насчитывалось: мастеров — 2360, подмастерьев — 2751, учеников — 1525. В основном это были сапожники, портные, шляпники, токари и столяры.
Община Минска находилась под влиянием митнагдим, хотя в городе было и несколько хасидских (см. Хасидизм) синагог. Среди раввинов известен И. И. Л. Перельман (Ха-Гадол ми-Минск; 1835–96). В 1808–37 гг. в Минске находились две еврейские типографии. В начале 1880-х гг. в Минске было несколько народнических кружков, члены которых вели пропаганду среди еврейских рабочих. С 1880–90-х гг. Минск становится одним из центров деятельности организаций еврейских социалистов: Бунда (в Минске около тысячи членов), По‘алей Цион, Еврейской независимой рабочей партии. В 1898 г. по инициативе Бунда в Минске был проведен первый съезд РСДРП. В городе насчитывалось большое число сторонников сионизма. Еще в 1882 г. была создана группа «Киббуц нидхей Исраэль», поставившая своей целью покупку земель в Палестине. Представители Минска участвовали в съездах движения Ховевей Цион, в Сионистских конгрессах. В 1902 г. состоялась Минская конференция сионистов. В 1903 г. сионисты создали в Минске организацию еврейской самообороны. Во время революции 1905–1907 гг. евреи играли заметную роль в антиправительственных демонстрациях и забастовках. Депутатом от Минской губернии в 1-ю Государственную думу был избран сионист С. Розенбаум (1860–1934).
В конце 19 в. — начале 20 в. в Минске были различные еврейские учебные заведения, общества и филантропические (см. Филантропия) организации: частное еврейское реальное училище, еврейское начальное училище, две зубоврачебные школы, талмуд-тора, несколько хедеров, мужское и женское ремесленные училища, вечерние курсы английского языка при Еврейском колонизационном обществе, народная библиотека, образцовая сельскохозяйственная ферма, больница, отделения Общества для распространения просвещения между евреями в России и ОЗЕ. В начале 1910-х гг. выходила еженедельная газета на идиш «Минскер вохенблат». Несмотря на разностороннюю просветительную деятельность еврейских организаций, 63% детей школьного возраста не посещали светских учебных заведений. В 1901–1906 гг. в Минске на средства местных евреев было построено здание Хоральной синагоги. В 1910 г. в Минске функционировали 52 синагоги и молельных дома, шесть иешив.
В 1914 г. в Минске жили 45 тысяч евреев (42,5% населения). Во время Первой мировой войны в городе сконцентрировались тысячи еврейских беженцев (среди них — учащиеся и преподаватели Воложинской иешивы, см. Воложин), выселенных русским командованием из прифронтовой зоны. В 1917 г. еврейское население Минска достигло 67 тысяч. После Февральской революции 1917 г. в Минске начали издаваться несколько еврейских журналов на идиш, в том числе сионистский «Дер ид» и бундовский «Дер векер». На русском языке в 1917–18 гг. издавался журнал «Хе-Хавер» — орган одноименной сионистской студенческой организации (см. Хе-Хавер). На выборах в Учредительное собрание (1917) в Минской губернии за сионистов проголосовали 65400 человек, и сионист Ю. Бруцкус был избран депутатом Учредительного собрания от Минской губернии. В 1917 г. член Бунда А. Вайнштейн (1877–1938) был избран председателем городской Думы. Немцы, оккупировав Минск (1918), разрешили евреям провести выборы в правление общины, на которых большинство голосов получили сионисты и По‘алей Цион (33 места). В 1918 г. в Минске была создана организация Хе-Халуц. В начале 1919 г. благодаря И. Трумпельдору, находившемуся в это время в Минске, количество членов организации резко увеличилось. И. Трумпельдор организовал в городе большой отряд еврейской самообороны.
После установления в Минске советского режима (январь 1919 г.) все еврейские издания, кроме бундовского «Дер векер», были распущены. 8 августа 1919 г., сразу после вступления в Минск польских войск, в городе был произведен погром, во время которого было убито более 30 евреев. С сентября 1919 г. в Минске начала выходить ежедневная сионистская газета «Форн фек», затем — ежедневная бундовская газета «Дер минскер векер». После изгнания польских войск община была распущена, еврейские партии ликвидированы в начале 1920-х гг., за исключением По‘алей Цион, просуществовавшей до 1928 г. В Минске были созданы многочисленные культурные учреждения под руководством Евсекции, сеть школ на идиш, еврейское отделение (с филологическим, литературным и историческим секторами) в Институте белорусской культуры, Еврейский учительский институт при Белорусском университете. Выходило несколько периодических изданий на идиш, из которых наиболее известны ежедневная газета «Октябер» (в 1925–41 гг.) и литературный журнал «Штерн». В Минске жили еврейские писатели З. Аксельрод, М. Кульбак, И. Харик, М. Тейф. В 1921 г. была создана Минская еврейская театральная студия на идиш во главе с М. Рафальским (1889–1937); в 1922–26 гг. члены студии обучались в Москве. В 1926 г. студия была преобразована в Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ), которому было передано здание бывшей Минской хоральной синагоги. В 1920-х гг. в Минске было закрыто несколько синагог. Евсекция предприняла попытку создания «красной еврейской общины» во главе с «красным раввином», но из-за сопротивления верующих евреев эта попытка не удалась. До конца 1930 г. при поддержке Любавичского цаддика (см. Шнеерсон, хасидская династия) в Минске функционировала иешива, а в середине 1920-х гг. действовала молодежная организация движения Хабад «Тиф’ерет бахурим». В конце 1930-х гг. были закрыты все еврейские школы и институты. Многие представители еврейской культуры были репрессированы. В 1926 г. еврейское население Минска составляло 53 686 (40,8%), к началу 1941 г. — около 90 тысяч. (37%).
К моменту оккупации Минска нацистами (28 июня 1941 г.) еврейское население составляло около 100 тысяч (увеличилось за счет беженцев из Белостока и западных районов Белоруссии). В первые же дни оккупации немцы согнали десятки тысяч мужчин разных национальностей в поселок Дрозды в 7 км от Минска. Неевреи были вскоре освобождены, большинство евреев расстреляно (из них три тысячи представителей интеллигенции), а часть отправлена в гетто, организованное по распоряжению германского командования от 19 июля 1941 г. До начала августа на небольшой территории (около старого кладбища) в основном в деревянные одноэтажные дома было заселено около 80 тысяч человек.
В августе и ноябре 1941 г. подразделениями эйнзацгруппен «Б», частями СС (см. СС и СД), вермахта, полицейскими батальонами и местными коллаборационистами было уничтожено большое количество евреев. В августе было убито около пяти тысяч евреев (в основном мужчин), 7 ноября — двенадцать тысяч, 20 ноября — семь тысяч. С ноября 1941 г. по июль 1942 г. в гетто Минска было депортировано около 30 тысяч евреев из Австрии, Венгрии, Нидерландов, Польши, Чехословакии, Франции. Лишь единицы из них уцелели. К августу 1942 г. на территории Минского гетто оставалось лишь 6,5 тыс. местных евреев.
Через короткое время после оккупации в Минске стало действовать движение сопротивления (см. Сопротивление антинацистское) из пяти подпольных райкомов компартии. Один размещался в гетто. Подпольная организация в гетто возникла через три недели после создания гетто. Подпольщики были разбиты на 23 группы, они строго соблюдали правила конспирации. Организованное в гетто движение сопротивления (один из руководителей — Х. Смоляр) имело связь с минским подпольем, в котором большую роль играли евреи: секретарь подпольного городского комитета партии И. Казинец (Славек; 1910–42), Маша Брускина (1924–41), публично казненная немецкими оккупантами, и другие. Бойцы сопротивления организовывали акты саботажа и диверсий, контролировали деятельность юденрата, направляли партизанам значительную часть продукции мастерских и фабрик, созданных в гетто. В гетто действовала подпольная типография и периодически издавался листок «Вестник Родины». Тысячи евреев бежали из гетто в леса, где создали семь партизанских отрядов, одним из которых руководил Д. Кеймах, организовавший в сентябре 1943 г. убийство генерал-губернатора Белоруссии Кубе (после чего было уничтожено восемь тысяч евреев в гетто; сентябрь–октябрь 1943 г.). Только 13 человек смогли, скрываясь, дожить в гетто до освобождения (см. Катастрофа), и из лесов вернулись в Минск около пяти тысяч партизан-евреев и членов их семей. В 1947 г. в Минске на месте уничтожения евреев (улица Заславская — Мельникайте, дом 35, так называема «Яма») был воздвигнут первый в СССР памятник с надписью на идиш: «Евреям — жертвам нацизма».
Антисемитская кампания конца 1940-х — начала 1950-х гг. тяжело сказалась на евреях Минска. В январе 1948 г. в Минске агентами службы безопасности был убит Ш. Михоэлс. В 1949 г. был закрыт еврейский театр, многие евреи были уволены с работы, некоторые арестованы. В 1959 г. Центральная синагога Минска была закрыта властями. В 1960-х гг. было закрыто для захоронений еврейское кладбище.
По переписи населения 1959 г. в Минске проживало 38 842 еврея (17,7 тысяч назвали своим родным языком идиш); по переписи 1970 г., соответственно, 47 057 (5286). В 1980 г. была открыта действующая и поныне синагога в небольшом деревянном здании на окраине города.
В 1970-х гг. тысячи евреев Минска собирались 9 мая на митинги у памятника погибшим евреям Минска. Организатором еврейского движения за национальное достоинство и право на репатриацию был участник Второй мировой войны, полковник в отставке Е. Давидович (1924–76); в 1977 г. гроб с его телом был доставлен в Израиль и с воинскими почестями захоронен на Масличной горе в Иерусалиме. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. в Минске неофициально действовали ульпаны по изучению иврита и еврейский культурно-исторический семинар. Особенно активизировалась деятельность по изучению иврита, еврейской истории и культуры в середине 1980-х гг. В октябре 1988 г. в Минске было создано общество любителей еврейской культуры имени И. Харика. С января 2002 г. выходит ежемесячно газета «Авив». В Минске находятся центральные учреждения еврейских организаций Беларуси: Центр еврейских общин и синагога (раввин И. Грузиан); Ассоциация еврейских общин Беларуси (председатель Э. Парит). Функционируют различные еврейские организации Минска: еврейская община Минска (председатель Н. Баран), две синагоги, еврейская дневная школа «Ор Авнер», воскресная школа, иешива, детский сад «Хесед Менахем», еврейский молодежный клуб, еврейский женский клуб. Главным раввином Беларуси является М. Грузиан. Выходят газеты: «Бериа» — орган иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь, «Мезуза». В Минске организована реформистская община «Симха» (см. Реформизм в иудаизме). Здесь действуют отделения Джойнта, Еврейского агентства.
С 1970 г. в Израиль репатриировались тысячи евреев Минска. По переписи 1979 г. в Минске жили 46 205 евреев, по переписи 1989 г. — 39 135. В 1989–2004 гг. большинство евреев Беларуси уехали в Израиль, США, Германию, Канаду и другие страны мира. Согласно переписи населения Республики Беларусь, в 1999 г. в Минске жили 10 141 еврей.