Слуцк — город в Минской области, центр одноименного района на реке Случь в 105 км к югу от Минска, узел железных дорог на Осиповичи, Барановичи, Солигорск, автодорог на Бобруйск, Минск; бывший уездный город Минской губернии (до 1917 г.), центр Слуцкого округа (1924-1927, 1935-1938 гг.), Слуцкого района (1938-1941 гг.).
Первым письменным упоминанием считается запись 1116 г. в «Повести временных лет». В XII в. Слуцк становится столицей удельного княжества, в первой половине XIV в. он входит в состав Великого княжества Литовского. В 1441 г. город получает Магдебургское право. С 1502 по 1521 гг. Слуцк неоднократно подвергается набегам крымских татар. В 1593 г. в городе насчитывалось 1100 дворов и около 7 тыс. жителей. В 1630-1640 гг. Слуцк превратился в город-крепость, укрепленный земляными валами, рвами и бастионами. Здесь сложилась прямоугольная сеть улиц с деревянными строениями. Разделённые рекой части города соединялись между собой мостом. Во время Северной войны в Слуцке побывали царь Петр I и король Карл XII. (А. Котлярчук. Швэды ў гісторыі й культуры беларусаў. Вільня, 2007 г., с. 94). В 1612-1695 гг. и 1744-1832 гг. городом владели князья Радзивиллы. В 1791 г. Слуцкое княжество упразднили, и город стал центром Случерецкого повета Новогрудского воеводства. В 1858 г. в Слуцке проживало 6694 чел., а в 1897 г. — 14 тыс. 349 чел., из них — 10 тыс. 238 евреев.
В XIX в. Слуцк изменил свой облик. Крепостные рвы были засыпаны, валы и бастионы срыты. Через центр города прошла дорога от Москвы до Варшавы. В 1915 г. к Слуцку была проложена железная ветка из Осиповичей. В марте 1917 г. в городе был создан Совет рабочих и солдатских депутатов. В феврале 1918 г. Слуцк заняли сначала немецкие, а затем польские войска, которые оставались здесь до декабря 1920 г. По Рижскому мирному договору 1921 г. Слуцк перешел к Белорусской ССР.
Еврейская община
Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г. В начале XVII в. в городе образовалась еврейская община, которая подчинялась Брест-Литовскому кагалу. В 1655 г., когда в Беларусь вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря опеке князей Радзивиллов.
Слуцк стал одним из центров еврейской учености. В 1691 г. Литовский Ваад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве. Глава общины (рош медина) получил право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства. В XVII в. община Слуцка стала одной из наиболее влиятельных в Беларуси. К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 чел. С 1793 г. Слуцк в составе Российской империи. В XIX в. численность еврейского населения города возрастала. В 1800 г. она составила 1584 чел. (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения), в 1847 г. — 5897 чел., в 1897 г. — 10 тыс. 264 чел. или 71% всего населения. Евреи занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством. Одним из самых состоятельных горожан считался купец первой гильдии Евна Изерлис (1771-1850 гг.), который контролировал сплав леса в Кенигсберг (Pinkas Slutsk u’Benoteha [Slutsk and Vicinity Memorial Book]. In Hebrew, Yiddish and English. Tel Aviv, 1962].
В Слуцке евреи жили в старой части города. С востока она ограничивалось речкой Бычок, с запада — улицей Копыльской, на севере — городским валом, а на юге — рвом, опоясывающим Старый замок. Посреди этого места на площади построили деревянную синагогу, а прилегавший квартал получил название Школище. Главной улицей здесь была Еврейская, которая вела от площади в сторону Старого замка, потом ее стали называть Школьная (ныне Парижской Коммуны). В Национальном историческом архиве Республики Беларусь хранится проект 1869 г. каменных лавок, принадлежавших евреям на ул. Шоссейной и проект за 1870 г. деревянной еврейской школы на Школьной площади, принадлежавшей цеху портных (НИАБ, ф. 1477, оп. 1, дд. 2822-2823).
Несмотря на то, что к началу ХХ в. экономическое значение города значительно снизилось, община содержала 18 синагог, Талмуд-тору, хедеры, два частных мужских еврейских училища, в одном из которых была женская смена. Духовные руководители общины главный раввин Слуцка И. Пеймер и сменивший его главный раввин Иосеф Бер Соловейчик оставались твердыми противниками хасидизма. В 1897 г. раввин Иссер Залман Мельцер основал в Слуцке «литовскую» иешиву слободского типа, которая вскоре приобрела широкую известность. На рубеже XIX-XX вв. в Слуцке широко распространялись идеи сионизма. В 1905–1906 гг. действовал отряд самообороны. В 1919 г. после установления в городе советской власти еврейские политические организации были распущены. Но подпольные сионистские группы продолжали действовать до середины двадцатых годов, когда органы ОГПУ их разгромили. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. Синагоги были закрыты. В здании «Калте шул» разместилась пекарня. В 1921 г. иешива «Эц Хаим» из Слуцка перебралась в Клецк, некоторые из ешиботников погибли при нелегальном переходе границы, другие были схвачены польской контрразведкой и брошены в тюрьму по обвинению в шпионаже; лишь немногим удалось впоследствии добраться до Палестины. В двадцатые и тридцатые годы, по мере выезда евреев в крупные города (Москву, Ленинград, Минск и др.), численность еврейского населения Слуцка сокращалась. В 1926 г. она составила 8 тыс. 358 чел. или 53,3% от всего населения, а к 1939 г. — 7 тыс. 392 чел. или 33.7 %.
Слуцк — город в Минской области, центр одноименного района на реке Случь в 105 км к югу от Минска, узел железных дорог на Осиповичи, Барановичи, Солигорск, автодорог на Бобруйск, Минск; бывший уездный город Минской губернии (до 1917 г.), центр Слуцкого округа (1924-1927, 1935-1938 гг.), Слуцкого района (1938-1941 гг.).
Первым письменным упоминанием считается запись 1116 г. в «Повести временных лет». В XII в. Слуцк становится столицей удельного княжества, в первой половине XIV в. он входит в состав Великого княжества Литовского. В 1441 г. город получает Магдебургское право. С 1502 по 1521 гг. Слуцк неоднократно подвергается набегам крымских татар. В 1593 г. в городе насчитывалось 1100 дворов и около 7 тыс. жителей. В 1630-1640 гг. Слуцк превратился в город-крепость, укрепленный земляными валами, рвами и бастионами. Здесь сложилась прямоугольная сеть улиц с деревянными строениями. Разделённые рекой части города соединялись между собой мостом. Во время Северной войны в Слуцке побывали царь Петр I и король Карл XII. (А. Котлярчук. Швэды ў гісторыі й культуры беларусаў. Вільня, 2007 г., с. 94). В 1612-1695 гг. и 1744-1832 гг. городом владели князья Радзивиллы. В 1791 г. Слуцкое княжество упразднили, и город стал центром Случерецкого повета Новогрудского воеводства. В 1858 г. в Слуцке проживало 6694 чел., а в 1897 г. — 14 тыс. 349 чел., из них — 10 тыс. 238 евреев.
В XIX в. Слуцк изменил свой облик. Крепостные рвы были засыпаны, валы и бастионы срыты. Через центр города прошла дорога от Москвы до Варшавы. В 1915 г. к Слуцку была проложена железная ветка из Осиповичей. В марте 1917 г. в городе был создан Совет рабочих и солдатских депутатов. В феврале 1918 г. Слуцк заняли сначала немецкие, а затем польские войска, которые оставались здесь до декабря 1920 г. По Рижскому мирному договору 1921 г. Слуцк перешел к Белорусской ССР.
Еврейская община
Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г. В начале XVII в. в городе образовалась еврейская община, которая подчинялась Брест-Литовскому кагалу. В 1655 г., когда в Беларусь вторглись русские войска, евреи Слуцка бежали в Вильно. После окончания войны община Слуцка была восстановлена; ее численность значительно увеличилась, во многом благодаря опеке князей Радзивиллов.
Слуцк стал одним из центров еврейской учености. В 1691 г. Литовский Ваад признал ее главным кагалом одной из пяти мединот (областей), на которые делилась еврейская автономия в Литве. Глава общины (рош медина) получил право решающего голоса при обсуждении вопросов, затрагивавших интересы всего литовского еврейства. В XVII в. община Слуцка стала одной из наиболее влиятельных в Беларуси. К 1766 г. численность еврейского населения города достигла 1577 чел. С 1793 г. Слуцк в составе Российской империи. В XIX в. численность еврейского населения города возрастала. В 1800 г. она составила 1584 чел. (47 купцов и 1537 мещан, 71% всего населения), в 1847 г. — 5897 чел., в 1897 г. — 10 тыс. 264 чел. или 71% всего населения. Евреи занимались мелкой торговлей, различными ремеслами, садоводством и огородничеством. Одним из самых состоятельных горожан считался купец первой гильдии Евна Изерлис (1771-1850 гг.), который контролировал сплав леса в Кенигсберг (Pinkas Slutsk u’Benoteha [Slutsk and Vicinity Memorial Book]. In Hebrew, Yiddish and English. Tel Aviv, 1962].
В Слуцке евреи жили в старой части города. С востока она ограничивалось речкой Бычок, с запада — улицей Копыльской, на севере — городским валом, а на юге — рвом, опоясывающим Старый замок. Посреди этого места на площади построили деревянную синагогу, а прилегавший квартал получил название Школище. Главной улицей здесь была Еврейская, которая вела от площади в сторону Старого замка, потом ее стали называть Школьная (ныне Парижской Коммуны). В Национальном историческом архиве Республики Беларусь хранится проект 1869 г. каменных лавок, принадлежавших евреям на ул. Шоссейной и проект за 1870 г. деревянной еврейской школы на Школьной площади, принадлежавшей цеху портных (НИАБ, ф. 1477, оп. 1, дд. 2822-2823).
Несмотря на то, что к началу ХХ в. экономическое значение города значительно снизилось, община содержала 18 синагог, Талмуд-тору, хедеры, два частных мужских еврейских училища, в одном из которых была женская смена. Духовные руководители общины главный раввин Слуцка И. Пеймер и сменивший его главный раввин Иосеф Бер Соловейчик оставались твердыми противниками хасидизма. В 1897 г. раввин Иссер Залман Мельцер основал в Слуцке «литовскую» иешиву слободского типа, которая вскоре приобрела широкую известность. На рубеже XIX-XX вв. в Слуцке широко распространялись идеи сионизма. В 1905–1906 гг. действовал отряд самообороны. В 1919 г. после установления в городе советской власти еврейские политические организации были распущены. Но подпольные сионистские группы продолжали действовать до середины двадцатых годов, когда органы ОГПУ их разгромили. Одновременно осуществлялась постепенная ликвидация еврейских религиозных и общинных учреждений. Синагоги были закрыты. В здании «Калте шул» разместилась пекарня. В 1921 г. иешива «Эц Хаим» из Слуцка перебралась в Клецк, некоторые из ешиботников погибли при нелегальном переходе границы, другие были схвачены польской контрразведкой и брошены в тюрьму по обвинению в шпионаже; лишь немногим удалось впоследствии добраться до Палестины. В двадцатые и тридцатые годы, по мере выезда евреев в крупные города (Москву, Ленинград, Минск и др.), численность еврейского населения Слуцка сокращалась. В 1926 г. она составила 8 тыс. 358 чел. или 53,3% от всего населения, а к 1939 г. — 7 тыс. 392 чел. или 33.7 %.